Карусельные товарные схемы, которые сопровождаются незаконным возмещениям из бюджета НДС
Через внешнеэкономическую деятельность преступники продолжают применять механизмы присвоения значительных объемов бюджетных средств за счет незаконного возвращения налога на добавленную стоимость. Как правило, совершение таких преступлений осуществляется за прямой или опосредствованным участием должностных лиц банковских учреждений. При этом активно используются фальсификация информации касательной финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оценки его стоимости, наличия залогового имущества и тому подобное.
Рядом с макроэкономическими факторами (динамика ВВП, валютного курса, объемы и структура внешнеэкономических операций, законодательные превращения, налоговая политика и т. п.), которые влияют на сальдо НДС в бюджете страны и его абсолютные показатели, является присутствует риск незаконного возмещения НДС как элемента процесса легализации криминальных капиталов.
На сегодня вопрос усиления контроля за вывозом за пределы таможенной территории отдельных товаров и предотвращения случаев незаконного возмещения НДС предприятиями-экспортерами является одним из актуальных для рассмотренных стран. Благодаря подобным схемам осуществления импортно-экспортных операций в госбюджет страны не поступают значительные денежные суммы.
На практике государство не может обеспечить в полном объеме уплату НДС в бюджет поставщиками и предыдущими им по технологическим цепочкам фирмами. Это объясняется многочисленностью участников и сложностью структуры экспортных цепочек. Элементами такой цепочки могут быть фирмы, которые имеют льготы, отображают прирост недоимки или реструктурируют задолженность, или подставные компании-однодневки, на которые с помощью трансферного ценообразования переносится облагаемая налогом база, а деньги просто снимаются наличностью или с помощью вексельных схем переводятся в другие компании. В итоге к возмещению из бюджета предъявляются суммы, которые превышают объем НДС, оплаченный в бюджет на всех стадиях экспорта товара.
Статистика преступлений, которые раскрываются правоохранительными органами, показывает, что в отдельных случаях попытки незаконного возмещения НДС при экспортных операциях достигают 0,6 млрд. грн. (0,113 млрд. дол. США).
Общая схема "карусельного" типа включает получение экспортером денег от импортера-нерезидента; разрыл "цепи" операций в схеме в момент передачи денег импортеру; но выведение денег нерезиденту для последующего "прокручивания" (рис. 3). То есть, отправленные за границу платежи могут повторно возвращаться нерезидентами в страну.
Поскольку по законодательству на предмет соглашения (товар/послугу) предусмотрена нулевая ставка НДС (то есть возлагается компенсация из государственного бюджета), вторая часть схемы "маскируется". При передаче денег от экспортера к импортеру уничтожаются все бумажные следы (поддельны контракты, таможенная и другая документация).
С целью незаконного получения НДС грязные средства прокручиваются через конвертаційні центры (ряд фиктивных предприятий). На банковский счет фиктивной фирмы вносятся средства, на которые банком покупается валюта на заказ этой фирмы якобы для оплаты товара, который должен поступить из-за границы по фиктивному договору с заграничной фирмой. При проведении внешнеэкономических операций (экспорт продукции) преступники отдают преимущество иностранным контрагентам из офшорных зон, заключая соглашения за существенно другими ценами, чем с другими странами.
Для передачи средств от "экспортера" к "импортеру" часто применяются операции с ценными бумагами, в т.о. на предъявителя. Таким способом в схеме обеспечивается "разрыв цепи" документально подтвержденных операций.
В случае осуществления реального импорта организаторы схемы были бы вынуждены заплатить НДС и таможенные платежи, получив в результате убыток. Потому существенным моментом является отсутствие фактического импорта, который сопровождается подделкой документации.
Для осуществления такого возвращения преступники применяют несколько вариантов перечисления денег:
- по контракту по предоплате без следующей поставки товара;
- якобы за поставку товара (предоставление фальсифицированной таможенной декларации);
- якобы за предоставление услуг (разработка интернет-сайтов, маркетинговые услуги и т. п.).
Рис. 3
Вариант схемы - образование искусственного налогового кредита путем завышения цены.
Одной из модификаций мошенничества из НДС есть в сущности аналогичная схема, которая реализуется в пределах страны. В этом случае вместо экспорта имеет место покупка товара по завышенным ценам, что предоставляет право на налоговый кредит. Для обеспечения необоснованного возмещения налога в схеме обязательно присутствует фиктивная фирма (или группа фирм - "конвертаційний центр"), что по окончании операций бесследно исчезает со всей документацией. В качестве продукции, экспортированной по стоимости, значительно выше мировых цен, выступают низко технологические товары или обычный металлолом.
Распространены и такие экспортные махинации по завышенным ценам, когда повторные экспортные операции (направлению или путем заключения договоров комиссии) проводятся с одной и той же продукцией, которая за документами отмечается как высокотехнологичное оборудование (автоматизированы охранительные системы и тому подобное), а в действительности является малоценными предметами или технически или морально устаревшим оборудованием. То есть, при этом в первом случае документируется экспорт высокотехнологичного оборудования (автоматизированы охранительные системы, линии получения экстрактов соков и тому подобное), под видом которого провозятся другие малоценные предметы, а во втором вывозится или технически и морально изношено оборудование, или материалы (мазут, арматура, прокат) по значительно завышенным ценам.
Еще один вариант - использование схемы с увеличением цены за счет себестоимости фиктивного производства (например, за счет поступления комплектующих от фиктивных фирм), когда предприятие-производитель признается банкротом и ликвидируется еще к моменту экспортных операций. В результате проведенных операций прямо возмещается НДС и проводится зачет через налоговый вексель при осуществлении импортных операций.
Пример. Предприятие, согласно данным грузовых таможенных деклараций, осуществляет операции из экспорта за пределы Украины определенного оборудования. Фактурная стоимость товара достигает сверхбольших размеров, необоснованных как с экономической, так и из рыночной точки зрения.
Фактическая реализация схемы происходит путем использования банковского инструментария. Одним и тем именно банком обслуживаются все основные расчеты в процессе реализации схемы, выделяется кредитный ресурс, эмитируются ценные бумаги (операции по выдаче и погашению кредитов, операции с банковскими ценными бумагами являются неотъемлемой частью финансового механизма), обеспечиваются валютные расчеты. Лишь незначительная часть объема операции, что, как правило, равняется сумме незаконной прибыли, отделяется и проходит через другое банковское учреждение - партнера основного банка.
Вся цепь финансовых расчетов осуществляется очень быстро, в течение одного дня. Существует подконтрольность отмеченного механизма одному банку - оператору финансовой схемы. Такая деятельность поставлена на систематическую основу и, в сущности, является своеобразной банковской услугой.
При использовании данной схемы экспортирован товар в дальнейшем возвращается на украинскую территорию по ценам, которые в десятки раз ниже экспортной цены. Дальше товар легализируется по завышенной цене через ряд фиктивных и транзитных фирм и используется в схеме повторного экспорта.
Преступно добытые средства конвертируются в наличность и распределяются между участниками схемы. Остаток средств перечисляется на счет заграничного импортера товара, откуда они возвращаются как официальная выручка за экспортированный товар.
Во всех случаях внешнеэкономические соглашения заключались с предприятиями Российской Федерации, которые создаются "связанными" или должностными лицами финансового учреждения. Фактическая отгрузка товара происходит в адрес предприятий Великобритании, Кипра, Латвии, которая осложняет проверку фактического экспорта и последующего движения товара. Кроме этого, это предоставляет возможность или "потерять" товар, или повернуть его на территорию Украины за счет импорта (по минимальным ценам) для обеспечения следующего цикла экспортных операций.
Поступление валюты из-за границы для осуществления экспортных операций обеспечивается путем проведения псевдоимпортных операций по фиктивным внешнеэкономическим контрактам и ВМД, для чего при участии обслуживающего банку создаются фиктивные предприятия. В результате этого по адресу российских предприятий поступает необходимая сумма валютных средств, которые в дальнейшем используются для расчетов за полученное оборудование.
Основными пользователями данных механизмов являются предприятия, которые постоянно осуществляют импорт товаров (чаще - сырья). Проведение отмеченных операций позволяет погашать обязанности из уплаты "импортного" НДС созданным налоговым кредитом.
Таким образом, основными характерными признаками соглашений, которые являются частью изображенных схем, могут быть:
- цикличность однотипных операций, которые осуществляются между участниками схемы;
- использование для осуществления трансакций как основания фиктивных или фальсифицированных контрактов;
- максимально сжатые сроки проведения расчетов (часто в течение одного дня);
- первичное подтверждение поставки разными компаниями, которые принимают участие в схеме, оформляется в один день;
- участие в схеме фиктивных фирм ("оболочек"), а именно: отсутствие сведений об осуществлении реальной деятельности в стране, регистрацию как хозяйничающего субъекта; невозможность определить физическое местонахождение; очевидное несоответствие оборотов по счетам компании суммам налоговых платежей, которые платятся; сочетание в одном лице функций основателя, руководителя и главного бухгалтера компании;
- использование в схемах, направленных на незаконное возмещение НДС, офшорных компаний и офшорных юрисдикций;
- расчетные счета поставщика и покупателя находятся в одном банке;
- расчеты покупателя-нерезидента за экспортированный товар осуществляются из счета в банке-резиденте;
- отсутствие экономического эффекта от расчетов операций с векселями, ценными бумагами на предъявителя, которые включаются в схему;
- фальсификация импорта товаров.
В частности в рамках схемы этого типу могут вызывать подозрения следующие финансовые операции:
- получение банковского кредита или ссуды от юридического лица на сумму возвращение НДС (первичное финансирование схемы);
- несоответствие отмеченной в контракте стоимости товаров или услуг их реальной стоимости;
- несоответствие заявленной стоимости товара на таможнях разных стран при вывозе и ввозе товара;
- очевидное несоответствие оснований вхідних/вихідних платежей в рамках имитируемого схемой единственного производственного цикла;
- прохождение одной и той же суммы по счетам большого количества участников схемы на протяжении банковского дня;
- предъявление (в первый раз) требования о возмещении НДС компанией, среди партнеров которой - предприятия с неизвестным местом расположения;
- предмет соглашения - "популярные" среди налоговых плутов товары (программное обеспечение, оптические элементы, пластмассовые штампы и тому подобное).