Операции с нерезидентами зарегистрированными в офшорных зонах
Осуществление внешнеэкономических операций с привлечением офшорных зон является сферой повышенного риска, которая нуждается в особенном внимании со стороны государственных органов. На сегодня финансовые операции в офшорных зонах являются весьма популярными. Например, очень привлекательные возможности офшорных банков. Они могут свободно манипулировать своим капиталом и платить клиентам проценты за налоговых схем.
Примечание. Количество стран мира, которые можно отнести к офшорным зонам, достигает около пяти десятков. Это государства, где законодательство допускает регистрацию и функционирование "Компаний международного бизнеса" (International Business Company). Кроме этого, существует ряд стран, которые юридически не являются офшорными, но их местное законодательство дает возможность достичь 3 - 5 % уровня потери на налогах. Определение количества офшорных зон в мире осуществляется весьма условно, в том числе учитывая высокую динамическую их возникновения и исчезновения.
Идеальная модель оффшора ничего криминального и незаконного в себе не содержит, а действительно помогает ослабить (но не абсолютно избежать) налоговый груз. Среди других преимуществ таких зон: свободный вывоз прибыли, мягкий валютный регламент, благоприятные условия для иностранных инвесторов. Привлекательными факторами для бизнесменов и финансовых "дельцов" является финансовая стабильность оффшоров, конфиденциальность инвестиций (личности владельцев фирм не разглашаются, процедура регистрации максимально упрощена). Причем анонимность инвестиций может быть раскрытая лишь в случае криминального преследования инвестора или вообще неприкосновенная (в некоторых офшорных зонах акции выпускают "на предъявителя").
Признаны офшорные юрисдикции занесенные многими правительствами к так называемым "черным спискам". "Черный список" Кабинета Министров Украины содержит практически все классические офшорные зоны. Невзирая на то, что КМУ ежегодно обновляет и обнародовал такой список (к ним относят около 40 юрисдикцій15), как правило, 5 - 7 территорий, которые являются классически офшорными, к нему не попадает. Кроме того, существует определенное количество стран, которые не являются офшорными по определению и с которыми Украина имеет конвенцию о недопущении двойного налогообложения. Используя определенные схемы и работая через эти страны, налоги можно свести к минимуму.
____________
15 Состоянием на 01.04.2005 - к перечню офшорных отнесено 38 территорий (распоряжение КМУ N 77-р).
В мире ежегодно исчезают 3 - 4 офшорных зоны, и столько же появляется. Это предоставляет дополнительное пространство для реализации схем легализации преступных средств, поскольку правительство технически не может оперативно реагировать на офшорные смены. На сегодня особую проблему составляют оффшоры, которые можно регистрировать в Европе и США (а именно анонимные инвесторы, которые не несут ни одной ответственности).
В круговороте денежных средств офшорная зона является главным фильтром, где отмываются средства, полученные от многообразных преступлений. На дежурном этапе легализации средства направляются к офшорным зонам (в виде наличности, банковских переводов или ценных бумаг). Позже через офшорные банки с помощью платежных электронных систем денежные средства переводятся к другим странам. Возвращаются на "родину" или попадают к странам с повышенной банковской конфиденциальностью (например, Швейцария, Сингапур) для последующего "відбілювання". Кроме того, оффшоры используются и для нелегальных товарных операций (в т.ч. фиктивных).
При осуществлении внешнеэкономических операций с использованием расчетов с привлечением офшорных зон, субъектами ведения хозяйства используются технологии и мошеннические схемы, которые позволяют регулировать цены во внешнеэкономической деятельности, накапливать и выводить капитал, планировать таї минимизировать налоги, незаконно возмещать НДС, легализировать преступные доходы.
Финансовые операции, связанные с переводом денежных средств субъектов ведения хозяйства любых форм собственности (в т.ч. государственной) на счета фиктивных предприятий с их последующим выведением за границу через офшорные компании, являются наиболее распространенными и опасными для государства.
Учитывая значительные объемы экспорта товаров через офшорных посредников, в Украину не поступают значительные суммы средств от реальной стоимости товаров, которые остаются на счетах в офшорных странах. По данным Минэкономики, за января - июня 2005 года поставки товаров к офшорным зонам уменьшились на 34,3 %, сравнительно с прошлым годом. Как в предыдущие годы, наибольшие поставки осуществлялись к Британским Виргинским Островам, Панами16. Анализ структуры экспорта через офшорные зоны показывает, что в нем присутствуют высоколиквидные товары, в частности нефтепродукты, подсолнечное масло, химическая продукция и тому подобное. За ценовыми параметрами по большинства товаров экспорт приближен к среднему уровню, за которым осуществлялись поставки из Украины.
____________
16 С 01.04.2005 распоряжением КМУ N 82-р Панамы исключена из перечня офшорных зон.
Анализ современных тенденций свидетельствует об осложнении схем отмывания преступных капиталов. Если раньше владельцами украинских предприятий выступали непосредственно офшорные компании, то в настоящее время в цепи украинское предприятие - офшорная компания появляются европейские фирмы-посредники. В частности, средства преступного происхождения с целью легализации переводятся злоумышленниками в офшорную юрисдикцию, например, Гонконг. Гонконгска компания перечисляет их датской холдинговой компании, которая, в свою очередь, инвестирует украинское предприятие. Кроме того, на сегодняшний день существуют схемы регистрации офшорных структур без использования двух существенных признаков отнесения их к оффшорам, а именно адреса самой компании и банка обслуживания, которое дает возможность компании-нерезиденту ("офшорные") выступать в судах рядом с резидентами.
Общими типичными признаками "офшорных схем" легализации преступных средств следующие:
- использование как основания для осуществления международных трансакций фиктивных или фальсифицированных контрактов с офшорными компаниями;
- осуществление трансакций на счета офшорных компаний в третьих странах;
- максимальное сокращение сроков нахождения переведенных средств на счетах офшорных компаний в странах их регистрации или в третьих странах;
- последующее перемещение средств путем осуществления "распыленности" переводов в разные юрисдикции;
- наличие счетов офшорных компаний в кредитных организациях международных финансовых центров;
- повторяемость однотипных элементов схем электронных переводов;
- участие в схеме взаиморасчетов больше одной офшорной компании;
- осуществление платежей компаниями резидентами из своих счетов в офшорных юрисдикциях;
- участие в схеме финансовых операций подставной компании-резидента, на банковский счет которой осуществляется первичное размещение преступного дохода;
- наличие счета физического лица - владельца преступного дохода в заграничном банке на территории стран с высоким уровнем международной репутации.
В частности к признакам подозрительности финансовых операций с офшорными лицами и территориями принадлежат:
- предмет контракта (услуги, другие результаты интеллектуальной деятельности) не поддается объективной верификации со стороны контролирующих органов;
- получение кредита/ссуды от офшорной компании, или из счета в офшорной юрисдикции, с процентной ставкой, которая существенно отклоняется от процентных ставок на внутреннем и внешнем рынке, а также возвращение такого кредита/ссуды;
- очевидное несоответствие отмеченной в контракте стоимости товаров или услуг их реальной стоимости;
- очевидное несоответствие оснований вхідних/вихідних платежей (средства, которые поступают на проведение строительных работ, в полном объеме тратятся на оплату, например, консалтинговых услуг);
- множественность оснований платежей на один счет (за разные виды товарной продукции или услуг);
- трансакция на счет офшорной компании, которая не является стороной по контракту;
- многократные переводы больших, ровных по объему денежных сумм;
- использование как минимум одного счета афилированной с организатором схемы офшорной компании, открытого в так называемом "транзитном" банке третьей страны, на территории, которая не имеет статуса офшорной юрисдикции;
- наличие одной - двух "дружеских" компаний-нерезидентов, которые имеют счета в банках на территории стран с высоким уровнем международной репутации (финансовые центры).
Таким образом, существуют несколько базовых путей привлечения оффшоров к схемам отмывания:
1. Использование "направления".
Это касается привлечения офшорной зоны, которая не попала к "черному списку" КМУ. Существует реальная возможность регистрации подконтрольных офшорных компаний в государствах, которые не определены постановлениями КМУ и распоряжениями НБУ как офшорные (например, в Черногории). При этом, данные об основателях, уставных документах, информация о деятельности и товарообороте предприятия является конфиденциальной информацией.
2. Использование посредника из страны, которая не принадлежит к оффшорам.
Если фирма не желает изменять офшорного партнера, часто достаточно прибавить еще одного посредника. То есть в схеме между офшорной компанией и украинской фирмой поставить агентскую фирму из "неофшорной" страны. Наиболее пригодные страны для такой фирмы - Великобритания и Чехия. Законодательство этих стран позволяет заключение прямого договора с офшорной компанией без увеличения налогообложения.
3. Маскировка офшорной компании.
Обеспечивается благодаря открытию счета в неофшорной стране и приобретения там "корпоративного офиса". В данном случае создается видимость работы фирмы в неофшорной стране, и это дешевле, чем регистрация новой офшорной компании. Кроме того, поскольку перечень КМУ обновляется раз в году, может оказаться так, что опять зарегистрирован оффшор уже через несколько месяцев нужно будет оставить.
Например, офшорная компания использует адрес офиса банка (за соответствующей договоренностью), который зарегистрирован не в офшорной зоне, а изменение адреса самой фирмы происходит с помощью структур, которые предоставляют услуги по доміциляції юридических лиц. При этом, перевод денежных средств на Украину фактически осуществляется через европейский банк-посредник, а комиссионные банка расцениваются как плата за безопасность бизнеса.
Общая "офшорная" схема может выглядеть таким образом (рис. 4). Лицо-резидент Украины переводит денежные средства офшорной компании (неофшорной компании ли, счет которой находится в оффшоре) за внешнеэкономические операции. Потом денежные средства "прокручиваются" за рубежом (обеспечивается "разрыв цепи" операций). Получена прибыль вместе с "відбіленими" деньгами может остаться за рубежом або/та в полном или частичном объеме вернуться на Украину благодаря внешнеэкономическим соглашениям (под видом товарных контрактов, инвестиций и тому подобное).
Рис. 4
Варианты использования оффшоров в преступных схемах, выходя из целей отмывания, могут быть такие:
1. Манипулирование экспортно-импортными ценами.
В частности, осуществляется реализация товаров отечественными предприятиями офшорному посреднику, который, как правило, полностью принадлежит "продавцу", по заниженным экспортным ценам с последующим их сбытом офшорной компанией по мировым ценам. Разница переводится на подконтрольные счета заинтересованных лиц.
2. Применение схемы банковского кредитования.
Например, банковское учреждение предоставляет резидентам Украины кредиты для осуществления подписки в соответствии с внешнеэкономическими контрактами. В последующем кредитные средства перечисляются на счета нерезидентов в офшорных банках. Через предусмотренных законодательством 90 суток они возвращаются к украинскому банку в связи с невиконанням фирмой-нерезидентом условий контракта. Однако, на протяжении этого времени кредитные средства украинского банка используются в коммерческой деятельности офшорных структур и полученная прибыль остается за пределами Украины.
3. Осуществление частичной или 100 % предоплаты и на счета офшорных коммерческих структур.
То есть с ними заключаются внешнеэкономические соглашения на товар или услуги, которые так и не поступают к отечественным получателям.
4. Получение от офшорных компаний кредитов.
При этом проценты за использование кредитов поступают на счета заграничных фирм и путем регистрации интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки, программы и тому подобное) в офшорных зонах. В дальнейшем средства перечисляются офшорным компаниям за использование указанной собственности.
5. Операции с ценными бумагами.
На счета подконтрольных офшорных фирм выводится капитал с использованием механизмов закупки ценных бумаг у подконтрольных украинских субъектов предпринимательской деятельности. Покупка происходит по низким ценам, как правило, по номиналу, в соответствии с оценкой по остаточной стоимости при акционировании или приватизации или по ценам, намного более низким номиналу. В дальнейшем эти ценные бумаги продаются другой подконтрольной украинской фирме по ценам, в десятки и больше раз выше курса предыдущей продажи. Разница попадает на счета в заграничных банках. Денежные средства, которые были переведены на заграничные счета, в дальнейшем частично возвращаются в экономику Украины в виде инвестиций, взносов в уставные фонды отечественных предприятий и тому подобное.
Приклад.17 На расчетный счет нерезидента-инвестора (зарегистрированного на Британских Виргинских островах) в одном из украинских банковских учреждений поступили средства в иностранной валюте с назначением платежа - "пополнение счета нерезидентом". В этот же день была проведена операция из продажи иностранной валюты, в результате чего на счет нерезидента-инвестора перечислены средства в национальной валюте Украины. После этого все деньги, зачтенные на счет нерезидента-инвестора, были направлены на приобретение акций и на взносы в уставные фонды ряда украинских компаний (торговцев ценными бумагами). В свою очередь, отмеченные компании создали консорциум, уставный фонд которого формируется за счет тех же средств нерезидента-инвестора. Отмеченный консорциум, фактически подконтрольный инвестору-нерезиденту (с помощью ряда украинских компаний), принимал участие в конкурсе по приватизации украинского предприятия, которое имеет стратегическое значение для экономики Украины. По условиям конкурса офшорная компания не могла быть прямо допущена к участию.