Оффшорные схемы. Общий обзор операций, подлежащих финмониторингу
К основным типичным параметрам подозрительности лиц и операций, которые могут использоваться в процессе легализации преступных средств, можно отнести:
1. Компании, которые имеют признаки фиктивности:
- отсутствие сведений об осуществлении компанией реальной деятельности как хозяйничающем субъекте (в стране регистрации);
- невозможность определить физическое местонахождение сотрудников компании та/або директоров (доверенных лиц, представителей) или характера деятельности предприятия;
- очевидное несоответствие оборотов по счетам компании суммам уплаты налоговых платежей;
- сочетание в одном лице функций основателя, руководителя и главного бухгалтера компании.
2. Офшорные операции по "отмыванию":
- использование как основания для осуществления международных трансакций фиктивных или фальсифицированных контрактов с офшорными компаниями;
- последующее перемещение средств путем осуществления "распыленности" переводов в разные юрисдикции;
- повторяемость однотипных элементов схем электронных переводов;
- участие в схеме взаиморасчетов больше одной офшорной компании;
- участие в схеме финансовых операций подставной компании-резидента, на банковский счет которой осуществляется первичное размещение преступного дохода;
- предмет контракта (услуги, другие результаты интеллектуальной деятельности) не поддается объективной верификации со стороны контролирующих органов;
- получение кредита/ссуды от офшорной компании или из счета в офшорной юрисдикции с процентной ставкой, которая существенно отклоняется от процентных ставок на внутреннем и внешнем рынке, а также возвращение такого кредита/ссуды;
- очевидное несоответствие отмеченной в контракте стоимости товаров или услуг их реальной стоимости;
- очевидное несоответствие оснований вхідних/вихідних платежей (средства, которые поступают на проведение строительных работ, в полном объеме тратятся на оплату, например, консалтинговых услуг);
- перевод на счет офшорной компании, которая не является стороной по контракту.
3. Внешнеэкономические операции по "отмыванию", в т.ч. с целью незаконной компенсации НДС из бюджета:
- цикличность однотипных операций, которые осуществляются между участниками схемы;
- использование для осуществления трансакций как основания фиктивных или фальсифицированных контрактов;
- максимально сжатые сроки проведения расчетов (часто в течение одного дня);
- первичное подтверждение поставки разными компаниями, которые принимают участие в схеме, оформляется в один день;
- участие в схеме фиктивных фирм;
- использование в схемах офшорных компаний и офшорных юрисдикций;
- расчетные счета поставщика и покупателя находятся в одном банке;
- расчеты покупателя-нерезидента за экспортированный товар осуществляются из счета в банке-резиденте;
- отсутствие экономического эффекта от расчетов операций с векселями, ценными бумагами на предъявителя, которые включаются в схему;
- фальсификация импорта товаров;
- получение банковского кредита или ссуды от юридического лица на сумму возвращение НДС;
- несоответствие отмеченной в контракте стоимости товаров или услуг их реальной стоимости;
- несоответствие заявленной стоимости товара на таможнях разных стран при вывозе и ввозе товара;
- очевидное несоответствие оснований входных / исходных платежей в рамках имитируемого схемой единственного производственного цикла;
- прохождение одной и той же суммы по счетам большого количества участников схемы на протяжении банковского дня;
- предмет соглашения - "популярные" среди плутов товары (программное обеспечение, оптические элементы, пластмассовые штампы и тому подобное).
4. Операции по "отмыванию" на рынке ценных бумаг:
- покупка отечественными (как правило, фиктивными) предприятиями за договорами-поручениями пакетов акций (часто неликвидных) украинских субъектов предпринимательской деятельности у фирм-нерезидентов по ценам, значительно более высоким их рыночной стоимости;
- заключение соглашений предприятия с одной и той же стороной относительно покупки, а затем продажи тех же ценных бумаг.
5. Перестрахование с целью "отмывания":
- низкие рейтинги финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховиків-нерезидентов; или резкое изменение рейтинга на протяжении действия договора перестрахування;
- местонахождением страховщиков и перестраховиков-нерезидентов является страна, которая не принимает участия в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и борьбы с терроризмом, или офшорная зона или страна с благоприятным налоговым режимом;
- заключение договоров ретроцесії с сомнительными лицами;
- нестандартные или очевидно экономически невыгодные условия договора страхування/перестрахування (объект страхования, страховые суммы, страховий/перестраховий платеж и порядок уплаты и тому подобное).
Отмеченные материалы могут использоваться субъектами первичного финансового мониторинга для выявления финансовых операций, которые могут иметь отношение к легализации средств, правоохранительными органами при проведении расследований, а также другими государственными органами - участниками системы противодействия для использования в качестве методических материалов при выполнении возложенных на них функций.